Содержание и порядок осуществления патроната
выпускников с ОПФР
Деятельность учреждения образования по патронату осуществляется в соответствии с Положением о патронате лиц с особенностями психофизического развития, утверждённым Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 19.07.2011 года № 92, методических рекомендаций по организации патронатного сопровождения выпускников с особенностями психофизического развития, утверждёнными Заместителем Министра образования К.С. Фарино от 08.09.2010 г.
В соответствии с Положением о патронате лиц с особенностями психофизического развития в отношении выпускников учреждений, обеспечивающих получение специального образования, на протяжении двух лет после окончания учреждения образования осуществляется патронат.
Патронат - оказание индивидуально- ориентированной социально- педагогической, психолого-педагогической, социально-психологической, социально-правовой помощи выпускникам из числа лиц с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) на начальном этапе их самостоятельной жизни.
Работа учреждений образования по организации и проведению патроната на протяжении двух лет предполагает решение следующих основных задач:
- оказание выпускникам с ОПФР своевременной квалифицированной социально-педагогической, психологической и иной помощи;
- оказание помощи в социальной адаптации к самостоятельной жизни;
- профилактика и коррекция отклоняющегося поведения;
- организация консультативно-разъяснительной работы с законными представителями и нанимателями выпускников;
- привлечение государственных организаций и общественных объединений к оказанию помощи выпускникам, оказавшимся в неблагоприятных кризисных ситуациях;
- социальная диагностика и сбор статистических материалов о жизнеустройстве выпускников.
Патронат осуществляется специальными учреждениями образования и учреждениями, создавшими условия для получения образования лицами с ОПФР.
К учреждениям, создавшим условия для получения образования лицами с ОПФР и которые осуществляют патронат, относятся:
учреждения, обеспечивающие получение общего среднего образования;
учреждения, обеспечивающие получение профессионально технического образования;
учреждения, обеспечивающие получение среднего специального и высшего образования.
Патронат выпускников специальных и общеобразовательных школ осуществляется группой специалистов, работающих в учреждении образования.
В случае, если количество выпускников из числа лиц с ОПФР не превышает 5 человек, функции патроната могут быть возложены и на отдельных педагогических работников учреждения образования.
В состав группы специалистов, осуществляющих патронат, как правило, включается не менее пяти человек, в числе которых:
руководитель учреждения образования или его заместители; учительдефектолог, педагог социальный, педагогпсихолог, иные педагогические работники (классный руководитель, воспитатель и др.).
Функции специалистов группы сопровождения
Руководитель учреждения образования (заместители) решает организационные вопросы (готовит приказ по организации патроната, определяет субъекты патроната и их функции), координирует деятельность группы патронатного сопровождения, создает условия, необходимые для успешной работы по патронату, осуществляет общий контроль.
Педагог социальный изучает взаимоотношения в семье, социальное окружение выпускника как по месту жительства, так и при предполагаемом трудоустройстве; обеспечивает взаимодействие специалистов отделов образования, управлений по труду, занятости и социальной защите, медицинских работников территориальных учреждений здравоохранения, родителей по вопросам жизнеустройства выпускников, обеспечивает преемственность форм и методов обучения и коррекционнопедагогической работы по налаживанию взаимодействия между учреждениями образования на уровнях общего среднего, профессиональнотехнического и среднего специального образования, центрами коррекционноразвивающего обучения и реабилитации.
Педагог-психолог изучает способности, возможности выпускников, их склонности к профессиональной деятельности, проводит профессиональную диагностику, по результатам которой совместно с представителями учреждений здравоохранения осуществляется консультирование выпускников и родителей по вопросам выбора профессии: изучает личностные особенности, взаимоотношения в классном коллективе; выявляет индивидуальные факторы, способствующие успешной социализации, либо затрудняющие этот процесс; проводит занятия по формированию саморегуляции и управлению эмоциями, адаптации в новом коллективе; участвует в реализации индивидуальных программ патроната.
Педагоги проводят внеклассные мероприятия, формирующие устойчивую мотивацию и интерес к труду, знакомящие с профессиями, участвуют в проведении дней открытых дверей, выставок, организованных учреждениями профессионально-технического и среднего специального образования, включают выпускников в общественно -полезный труд, кружковую работу, организуют экскурсии на предприятия, в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, участвуют в сборе материалов о жизнеустройстве выпускников.
Учитель-дефектолог консультирует педагогический коллектив, а при необходимости трудовой коллектив, законных представителей по вопросам обучения и воспитания, особенностей психофизического и личностного развития выпускников, организует в случае необходимости взаимодействие учреждения образования с ЦКРОиР.
Состав группы патроната определяется приказом по учреждению.
Содержание работы по патронату, анализ работы учреждения по осуществлению патроната позволяет выделить три этапа в работе по организации и проведению патроната: подготовительный, основной, заключительный (оценочный).
Подготовительный этап охватывает период обучения в выпускном классе
Одним из основных направлений специального образования является: формирование жизненной компетенции выпускников, обеспечивающей возможность ведения независимого образа жизни, построения правильных взаимоотношений с окружающими, адекватной адаптации к условиям социальной среды.
На этом этапе специалистами социально-психологической службы учреждения совместно с педагогическими и медицинскими работниками уточняется место жительства выпускников; предполагаемое место жизнеустройства; социальное окружение; личностный потенциал выпускника.
На основе полученных данных определяется прогноз социально- профессиональной адаптации выпускников: благоприятный, умеренно благоприятный, наименее благоприятный, а также вырабатываются основные направления и рекомендации по работе с выпускником.
Работа педагогического коллектива в этот период направлена на конкретизацию и уточнение жизненных планов, формирование готовности к самообеспечению на основе труда, расширение продуктивных социальных контактов. В этот период необходимо обеспечить своевременное направление выпускников на профессиональное консультирование в учреждения здравоохранения для определения показаний к профессиональному обучению и профессиональной подготовке с учетом последующего трудоустройства.
Итогом работы является определение объема необходимой помощи после окончания обучения, содержание которой зависит от прогноза социальной адаптации выпускника, и которая может быть стимулирующей, направляющей и поддерживающей.
Стимулирующая помощь оказывается выпускникам с благоприятным прогнозом социально-профессиональной адаптации, а также выпускникам, продолжившим обучение в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально -технического, среднего специального и высшего образования.
По мере необходимости оказывается консультативная помощь выпускникам и их законным представителям по вопросам трудоустройства.
Данный вид помощи предполагает такие формы работы как разработка буклетов, памяток с информацией о льготах и гарантиях выпускникам, возможных видах помощи и возможностях ее получения, переписка, телефонные звонки, личные встречи.
Направляющая помощь предусматривается для выпускников с умеренно благоприятным прогнозом социальной адаптации. Выпускнику оказывается по необходимости социальнопедагогическая, психолого-педагогическая, социально-психологическая, социально-правовая и иные виды помощи.
Специалистами группы патроната оказывается:
- практическая помощь и поддержка при жизнеустройстве выпускника (сопровождение выпускника при устройстве на работу, помощь в организации быта и пр.);
- налаживаются контакты с социальным окружением выпускника,
- проводится профилактическая работа по предупреждению семейного неблагополучия, асоциального поведения.
Поддерживающая помощь ориентирована на выпускников с наименее благоприятным прогнозом социальной адаптации.
Для выпускника разрабатывается индивидуальная программа оказания психо-коррекционной, реабилитационной, консультативной и иных видов помощи, проводится профилактическая работа по предупреждению асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений, создаются условия, необходимые для успешного осуществления программы по социализации выпускника. Осуществляется взаимодействие с социально -педагогическими учреждениями, организациями здравоохранения, территориальными центрами социального обслуживания населения и другими организациями по вопросам социальной защиты выпускника.
Основной этап (собственно патронат) охватывает период от жизнеустройства до подведения итогов работы по патронату. Промежуточные итоги (за шесть месяцев) заносятся в паспорт патроната и могут обсуждаться на совещаниях при директоре.
В процессе патроната выпускников с ОПФР взаимодействуют специалисты разных структур: управлений образования местных исполнительных и распорядительных органов, государственных центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, общеобразовательных и специальных учреждений образования, учреждений внешкольного обучения и воспитания, учреждений, обеспечивающих получение профессиональнотехнического, среднего специального и высшего образования, организаций здравоохранения, территориальных центров социального обслуживания населения и других организаций по вопросам социальной защиты выпускников.
При поступлении в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования устанавливается взаимодействие со специалистами социально -педагогической и психолого-педагогической служб с целью оказания своевременной консультативной, разъяснительной помощи, помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности, а также для сбора статистических материалов о жизнеустройстве и др.
Непременным условием успешной деятельности по патронату должна стать активная работа по включению в процесс патроната законных представителей выпускников с ОПФР.
Законные представители должны:
- принимать активное участие в обсуждении программы патроната
- посильное участие в профориентационной работе,
- участие в формировании первичных трудовых умений и навыков в условиях семьи.
Оценочный этап завершает работу учреждения образования по патронату выпускников на протяжении двух лет.
На этом этапе:
- подводятся итоги работы по патронату в целом и отдельно по каждому выпускнику, результаты (успешность/неуспешность) социализации заносятся в паспорт патронатного сопровождения.
- готовится аналитический отчет по результатам работы учреждения и группы патроната.
- итоги патронатного сопровождения заслушиваются на педагогическом совете учреждения, где и принимается решение об утверждении результатов.
Критериями успешности (неуспешности) социализации выпускников:
- получение профессионального образования;
- наличие места работы, обеспечивающей возможность материального достатка и профессионального роста;
- умение самостоятельно организовать свой быт, досуг , вступать в социальные взаимоотношения с другими людьми
-(создание и сохранение семьи, наличие друзей).
Деятельность группы патроната отражается в следующей документации:
- приказ об организации патроната;
- паспорт патроната;
- индивидуальные программы патроната;
- план работы группы патроната (в целях упорядочения и систематизации работы по патронатному сопровождению дополнительно может составляться);
- аналитический отчет о проделанной работе.
Приказ об организации патроната готовится,как правило,на начало учебного года. В приказе определяется состав группы педагогических работников, на которых возлагаются функции по осуществлению патроната, назначается ответственный за ведение документации по патронату.
Паспорт патроната:
Оформляется на каждого выпускника и хранится в учреждении образования в течение пяти лет после завершения патроната.
Информация о выпускнике заносится в паспорт патроната не реже одного раза в полугодие. На каждом из этапов целесообразно отражать конкретную проделанную работу с выпускниками, с их семьями, с педагогическим коллективом учреждений, трудовым коллективом и др.
При заполнении паспорта необходимо давать объективную полную информацию по всем графам паспорта.
К паспорту прилагаются все письменные запросы, обращения, полученные ответы и иная информация о выпускниках.
Обратить внимание на заполнение п.10. паспорта. При заполнении данного пункта паспорта следует полно раскрывать трудности, негативно влияющие на социализацию выпускников с ОПФР:
-социально-трудовые (неготовность к будущей профессиональной деятельности, неосведомлённость о своей будущей профессии, о заработной плате, возможных льготах, продолжительности отпуска, оформлении документов и др.);
-социально-экономические (неумение спланировать свой бюджет, оплатить коммунальные услуги и др.);
-социально-культурные (неумение выстраивать взаимоотношения со сверстниками, руководством и своей семьёй, неопределённый характер жизненных планов, наличие вредных привычек и др.);
-социально-бытовые (трудности с обустройством собственного быта, самостоятельным проживанием и др.).
Индивидуальная программа патроната
Составляется при необходимости оказания психо-коррекционной, реабилитационной, консультативной и иной помощи. Она должна давать ясные ответы на 3 вопроса:
Что нужно устранить? Как это устранить? Кому и что необходимо сделать (распределение обязанностей, установление сроков, мер контроля за эффективностью работы)?
Индивидуальная программа может состоять из следующих разделов:
- факторы, негативно влияющие на социализацию выпускника; цели и задачи работы по оказанию необходимой помощи;
направления и формы оказания социальной, психолого- педагогической или иной необходимой помощи;
- выводы о проведенной работе и рекомендации по предупреждению неблагополучия.
Для целенаправленной, систематизированной работы целесообразно разработать
План мероприятий патроната (далее – план), который не является обязательным, но позволяет оптимизировать и структурировать работу учреждения по данному направлению.
План включает мероприятия от периода обучения в выпускном классе до окончания патроната и может состоять из трех разделов:
работа с выпускниками, сотрудничество с законными представителями,
взаимодействие с государственными и общественными учреждениями, предприятиями и организациями в этом направлении.
Аналитический отчет–это анализ работы учреждения образования по патронату, включающий диаграммы, графики и таблицы, сопровождающиеся развернутыми аналитическими справками с указанием трудностей, возникающих при организации патроната, эффективности различных форм работы и выводами о его успешности или неуспешности. Аналитический отчет может включать рекомендации по совершенствованию деятельности группы патроната.
Педагог социальный ГУО ЦКРОиР Г.Н.Дагович
раскрыть » / « свернуть