Здоровым быть здорово
Введение
«Забота о здоровье ребёнка – это
не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил и
не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это,
прежде всего забота о гармоничной
полноте всех физических и духовных
сил, и венцом этой гармонии является
радость творчества».
В.А.Сухомлинский
В настоящее время проблема здоровья ребенка – дошкольника достаточно актуальна, очень распространена и вызывает волну тревожности. Для того, чтобы ребенок рос здоровым и активным. необходимо правильно организовать его деятельность в течение дня. Состояние ребенка, как физическое, так и психическое, целиком зависит от соблюдения или несоблюдения определенного режима дня. Это определенная система, которая помогает распределять время сна и бодрствования, прием пищи. гигиенических процедур, прогулок, образовательной деятельности, игр и других занятий ребенка. Даже небольшая задержка сна или приема пищи может негативно сказаться на общем состоянии здоровья ребенка. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять – забота о здоровье детей, это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости ребенка зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и веры в свои силы». Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в совмещении с обучением воспитанников приемам улучшения и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. На основании этой задачи воспитатели и узкие специалисты, определяют направление своей деятельности и ставят перед собой свои задачи соответствующие годовым. Современные методы здоровьесбережения присутствуют во всех видах педагогической деятельности и в работе с родителями.
Педагоги нашего учреждения изучают методическую литературу по проблеме здоровьесбережения, ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей. Создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на возрастных и индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Методы и приемы здоровьесбережения в дошкольной группе
«Кто не ценит собственного здоровья,
Тот меньше заботится и о других».
В.М.Шепель
Основная задача нашего Центра, как любого другого образовательного учреждения – охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Задачей педагога является подойти к каждому ребёнку индивидуально, предоставив ему необходимые представления и развив у него необходимые навыки и умения, воспитав определённые положительные привычки.
Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учетом особенностей развития, возрастных и психологических возможностей детей-дошкольников.
Для ребенка, как и для взрослого, необходима эмоционально благоприятная обстановка в группе, образовательном учреждении. Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью.
В нашей дошкольной группе используются различные формы физического развития детей, что позволяет обеспечить необходимое двигательное развитие детей в течение всего дня, и способствует укреплению здоровья детей в целом. В основе укрепления здоровья и формирования предпосылок здорового образа жизни лежат следующие мероприятия, которые включают в себя:
- организацию рационального режима дня;
- создание условий для оптимального двигательного режима;
- осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий;
- полноценное питание;
- обеспечение благоприятной санитарно-гигиенической обстановки;
- создание атмосферы психологического комфорта.
Большое внимание в режиме дня мы стараемся уделять проведению закаливающих процедур, которые способствуют общему укреплению здоровья и профилактики заболеваний. Используемые нами комплексы закаливаний предусматривают различные методы и формы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья ребенка. Самые основные методы закаливания – это элементарное умывание (чередование теплой и холодной воды), при раздевании, переодевании; хождение босиком по полу, по разнообразным сенсорным дорожкам и т.д.
При работе с детьми мы обязательно руководствуемся основными принципами закаливания:
- Обязательно учитывать индивидуальные особенности организма ребёнка, его возраста и просто чувствительности к данным процедурам;
- Не проводить закаливающие процедуры, если у ребёнка присутствуют какие-либо отрицательные эмоции, например, страх, плач или даже беспокойство;
- Интенсивно проводить закаливающие мероприятия, увеличивая последовательно и постепенно, с увеличением времени проведения закаливания;
- Проводить закаливающие процедуры постоянно и систематично.
Одним из наиболее важных моментов укрепления, оздоровления и обогащения организма ребенка дошкольного возраста, а также развития двигательного режима является утренняя гимнастика.
Давно известен тот факт, что ежедневно выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых навыков, так же вырабатывается полезная привычка начинать день с утренней разминки. Утренняя гимнастика укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, благоприятно влияет на обмен веществ, помогает развитию правильной осанки.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 7 – 10 минут на воздухе или в помещении в зависимости от погодных условий, времени года.
Еще одной из самых эффективных закаливающих моментов в режиме дня является прогулка. Чтобы прогулка давала нужный положительный эффект, педагогами меняется поочередность видов деятельности детей, это часто зависит от характера предыдущего занятия, а также погодных условий. Прогулка на свежем воздухе начинается с легкой пробежки или с какой- нибудь подвижной игры в холодное время года, а так же после таких занятия, на котором дети сидели в однообразной позе. А в тёплое время года или после активно-двигательных, физкультурных и музыкальных занятий прогулка начинается с наблюдения за природой, спокойных игр.
Прогулка – неоспоримо очень важный момент в режиме дня ребенка, ведь именно во время прогулки дети в полной степени реализовывают свои двигательные потребности.
Подвижная игра играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Организация детей на игру требует от педагога большой находчивости. Особенно важно вызвать интерес к игре в самом её начале. Различные физические упражнения на улице так же необходимы для ребёнка дошкольного возраста. Так как это все способствует совершенствованию и закреплению двигательных навыков и умений и способностей ребенка, дает возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности.
Помимо всего, разнообразные игровые действия развивают реакцию, быстроту, координацию движений, ловкость и достаточно благоприятно влияют на психологическое здоровье детей.
Очень велика потребность ребенка дошкольного возраста в движениях, но не стоит забывать о том, что еще неокрепший детский организм еще очень чувствителен не только к недостатку, но и к переизбытку двигательной активности. Поэтому при выборе разнообразных подвижных игр и игровых упражнений воспитатели стараются соблюдать режим двигательной деятельности, регулировать допустимую нагрузку двигательной активности. Иногда следует изменять игровую ситуацию, увеличивая, также часто уменьшая количество повторений упражнений.
Помимо разнообразных подвижных игр, мы широко используем упражнения с основными видами движений, такие как: прыжки на месте, бег и ходьба, бросание и ловля мяча, ходьба по наклонной плоскости, по ступенькам и т.д. Очень важно создавать предпосылки для развития координации движений, их быстроты, ловкости. Детей при выполнении движений непременно упражняем в элементарных мыслительных операциях, развиваем у них двигательную память, воображение, дружеские взимоотношения со сверстниками.
Физические упражнения проводимые на свежем воздухе всегда способствуют укреплению детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных механизмов.
Особое значение в воспитании здорового ребёнка придаётся развитию двигательной активности и физической культуры на физкультурных занятиях. Прежде всего мы учим детей ориентироваться в пространстве, а так же приёмам элементарной страховки; стараемся развить физические качества, и прежде всего, силу и выносливость; развиваем потребность в движении, формируем двигательные способности и самостоятельность. Конечно, обязательно учитывая индивидуальные особенности развития.
В связи с этим в работе используем разнообразные варианты проведения физкультурных занятий: традиционные занятия; занятия, которые состоят из комплекса подвижных игр большой, средней и малой интенсивности; сюжетно- игровые, элементы спортивных игр и другие.
На занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания, с целью предупреждения утомления проводятся физкультминутки.
Физкультминутки развивают моторику, способствуют укреплению нервных процессов, развивают внимание и память, реакцию и создают положительное эмоциональное настроение, повышают общий тонус.
Физкультминутки проводятся на усмотрение воспитателей и по мере необходимости. Продолжительность физкультминуток составляет 3-5 минут.
Дыхательная гимнастика. Здоровье человека, его физическая и умственная деятельность во многом зависит от правильного дыхания. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, осуществляют профилактику заболеваний органов дыхания.
Пальчиковая гимнастика — упражнения и игры для кистей и пальцев рук. Игры для пальчиков являются малоподвижными, включаются в структуру занятий, на которых дети работают руками (обучение грамоте, рисование, лепка и аппликация), для развития мелкой мускулатуры и гибкости сухожилий. Комплексы этих упражнений проводят на досугах и во время прогулок, чтобы обогатить игровой опыт детей. Ведь выполнение упражнений пальчиками стимулирует работу головного мозга и, соответственно, повышает работоспособность организма.
Самомассаж — тактильная гимнастика, для детей проводится в игровой форме. Малыши учатся осознанно относиться к своему телу, заботиться о нём. Ребята осваивают способы снятия мышечного напряжения. Тактильные упражнения построены на пробуждении множества рецепторов, которые активизируют работу внутренних органов. Самомассажу дети учатся под музыкальное и стихотворное сопровождение. Из нетрадиционных техник в группе проводится массаж ушных раковин.
Привычка к здоровому образу жизни – это жизненно необходимая привычка. Детям будут интересны и отложатся в памяти только те факты и привычки, которые увлекали, вызывали позитивные эмоции в момент знакомства и при повторении.
Работа с родителями
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Совершенно очевидно, что сложная проблема обеспечения здоровья дошкольников не может быть решена только медицинскими, только педагогическими или психологическими методами, а лишь посредством их комплексного использования. Применение в работе здоровьесберегающих технологий позволяет повысить эффективность образовательного процесса, сформировать у педагогов, детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Непременным условием по формированию основ здорового образа жизни у детей, является вовлечение в образовательный и оздоровительный процесс родителей воспитанников. Работу по полноценному развитию и оздоровлению детей должны осуществлять семья и образовательное учреждение, как две основные социальные структуры. Поэтому в организации сотрудничества с семьей, особое внимание необходимо уделять постоянному усовершенствованию форм и методов работы с родителями.
Большое значение в работе с родителями необходимо предавать повышению валеологической культуры семей посредством просветительской работы. Педагоги учат родителей элементарно проводить с ребенком водные гигиенические процедуры, а после проветривания комнаты - утреннюю гимнастику под музыку. Использовать при приготовлении блюд продукты, богатые минералами и микроэлементами, белками, легкими углеводами, витаминами. В период риска заболевания ОРВИ давать, в виде добавки к супам, чеснок и зеленый лук. Обеспечивать ребенка одеждой из натуральных волокон, чтобы она способствовала полноценному кожному дыханию и правильному теплообмену и т.д.
Воспитатели и родители находят время для ежедневного обмена информацией о здоровье и самочувствии ребенка в семье и в центре. Также источником свежей информации служат родительские уголки, фотоотчет «Наша жизнь» в режимных моментах, на информационном стенде для родителей, практикумы, беседы и т.д. содержание которых актуально, востребовано
Вот почему, кроме воспитателей в центре, семья должна помогать и поддерживать ребенка-дошкольника. Мы вместе обязаны заложить основные понятия здорового образа жизни, используя различные методы: консультации, совместные музыкальные и физкультурные досуги, развлечения.
В заключение:
Десять золотых правил здоровьесбережения
-Соблюдайте режим дня!
-Обращайте больше внимания на питание!
-Больше двигайтесь!
-Спите в прохладной комнате!
-Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
-Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
-Гоните прочь уныние и хандру!
-Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
-Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
-Желайте себе и окружающим только добра!
Используемая литература
- Дебёлая Е.С., Чигирь С.Н. Использование здоровьесберегающих технологий в учреждениях дошкольного образования, БГПУ – 28 с.
- Киреленко Валентина, По дороге к доброму здоровью / Пралеска, 2012, с.13 – 20.
- Шебеко В.Н. Занятия по физической культуре в детском саду: обучение и творчество: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Мн.: Университетское, 2001. – 88 с.
- Шишкина В.А. Развитие движений в группе «Малыши» (по программе «Пралеска») : учебно-методическое пособие для педагогов дошк. образования / 2-е изд. – Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2006. – 65 с.
- Интернет – ресурсы, http://www.maam.ru/.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Почему нельзя кутать детей
Практически на каждой детской площадке можно увидеть двух-трех малышей, «упакованных» гораздо теплее остальных ребят. Если основная масса детей будет одета, например, в кофточки и свитера, то на этих будет и свитера, и демисезонная курточка, обязательно застегнутая до ушей, и шапочка. Закутанные заботливыми бабушками или родителями, «дабы не простыли», они носятся с другими детьми, потные и взмокшие. И в итоге, конечно же, простывают.
Одеваться надо по погоде, а не по календарю. Естественная потребность детей – двигаться. Они бегают, прыгают, играют. Даже на остановке общественного транспорта взрослый будет стоять, дожидаясь троллейбуса или автобуса, а ребенок в это время крутится, вертится, постоянно в движении. Поэтому одевать надо соответственно, нельзя кутать. Потеть гораздо хуже, чем замерзнуть. Вообще лучше одеваться так, чтобы казалось, что немного прохладно. Потому, когда двигаешься, ускоряешь темп, согреваешься.
Ребенок должен чувствовать движение воздуха, иметь контакт с людьми. Не надо излишне его оберегать. Первый момент закаливания – купание при температуре не выше +37 градусов, а при ополаскивании обливать водой на градус меньше.
Месяцев с 8-9, когда ребенок уже уверенно сидит, можно приучать к контрастному обливанию. Разница должна быть градусов 5. То есть, если моем водой градусов 37, то можно поливать из ковшика водой +32.
Еще один способ, но уже для детей постарше. Дома можно поставить два тазика: в одном вода +38, в другом +26 градусов. Ребенок может потопать ножками в одном, потом перейти в другой и обратно. Со временем воду во втором тазу можно снизить до +18. Такая методика раньше существовала во многих детских садах, в которых особое внимание уделялось закаливанию детей.
Для школьников, начиная с младших классов, полезен контрастный душ. Вода должна быть сначала горячее – порядка 39 градусов, а потом, на контрасте - +28. Тем, кто занимается закаливанием достаточно долго, эту разницу можно еще увеличить и переходить с 39 градусов на 18. Но заканчивать всегда нужно теплой водой.
После первого месяца жизни хорошо начать принимать воздушные ванны. Если в комнате +22 градуса, то вполне можно раскрыть ребенка. И при такой температуре малыша одевают в один слой одежды: кофточка, подгузник, ползунки. Когда он ложится спать достаточно прикрыть тонким одеялом, а не ватным или пуховым.
Еще раз о пользе каш
Какой приготовить завтрак, что подать вечером к ужину, чтобы было быстро, полезно и сытно? Давайте чаще готовить каши – хорошо знакомые, натуральные и очень полезные! Любая крупа богата клетчаткой, содержит немало органических кислот, витаминов и минералов. Как магнит, крупы притягивают к себе всяческий «мусор», попавший внутрь нашего организма. Порция каши дарит необходимую энергию – углеводы, которые дают ощущения сытости. Кстати, не всегда каша на молоке – лучший вариант, как раз многие каши хорошо развариваются в воде и при этом лучше усваиваются.
Рис – самый распространенный в мире злак, очень богат витаминами группы В. Эти витамины способствуют укреплению нервной системы, а так же влияют на состояние волос и ногтей.
Пшено – замечательная крупа, которая способствует нормализации артериального давления. Рекомендуется подросткам с проблемами кожи, поскольку отлично чистит кровь и, соответственно, оздоравливает кожу.
Гречка вкусна, полезна, хорошо насыщает и при этом содержит меньше углеводов, чем другие крупы. Самое ценное в крупе – железо, участвующее в процессах кроветворения. Белок гречки по биологической ценности равен белкам мяса, яиц, рыбы. Ненасыщенные жиры крупы – её большое достоинство, они улучшают общий обмен жиров и холестерина в организме.
Овсянка, как скраб, очищает весь пищеварительный тракт, отчего улучшается состояние кожи и волос. При гастритах и прочих желудочных проблемах отвар овсяных хлопьев – первое средство. Овсянка нормализует свертываемость крови и усвоение жиров, улучшает работу эндокринной системы.
Перловая крупа помогает при лечении многих аллергических состояний. Белок перловки по пищевой ценности превосходит белок самой пшеницы; из минералов в ней – чуть ли не вся таблица Менделеева: калий, кальций, железо, цинк, бром, фосфор… Из аминокислот немало лизина, необходимого организму для выработки коллагена – главного белка кожи. Лизин обладает противомикробным и противовирусным действием, поэтому кашу стоит чаще готовить в сезон простуд. Перловый отвар считается мощным смягчающим, обволакивающим, спазмолитическим и мочегонным средством. Руководствуйтесь этой информацией и вы сохраните оптимальный уровень здоровья и активное долголетие.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Конспект спортивного праздника к 23 февраля
«Мы тоже сможем!»
Ведущий:
Ребята, наш праздник посвящен Дню защитника Отечества. Дело каждого мужчины - защищать свою Родину. Настоящие воины – мужественные, смелые и здоровые.
Все наши дедушки и папы
Когда-то в армии служили,
Учились защищать страну,
Всегда подтянутыми были.
Наши деды и отцы
В армии служили!
Нам они большой пример
И мы пойдём за ними!
Ловкость, смелость, быстрота
И сноровка нам нужна.
Спортивный праздник открываем
Тренироваться начинаем!
Сейчас мы как настоящие военные соберемся на плацу и парадным маршем откроем наш праздник. Отряд, стройся! Раз!Два!
(маршируют под музыку и выполняют ОРУ под «Песню Солдата»)
Сегодня мы будем играть в военных. Не секрет, что они сильные, умные и смелые. И много чего умеют! А мы с детских лет будем воспитывать в себе качества, необходимые защитнику Отечества.И сегодня в играх мы потренируем нашу ловкость, быстроту, выдержку и другие качества
Итак, первое задание – «Меткость»
Носили форму и фуражку,
Усердно спортом занимались,
Стрелять учились очень метко
И пистолета не боялись.
Вместо пистолета у ребят малый мяч.
А игра называется «Снайпер»
(задача сбить кегли при помощи мяча, каждому участнику три попытки)
Малыши стреляют из игрушечного пистолета детского.
Ведущий: Я думаю, каждому мальчику хочется надеть форму летчика, моряка, десантника (надевают детям шапочки). Матросская бескозырка, пилотка солдата, шлем танкиста, полевая фуражка и картуз. Все эти головные уборы украшали бравых военных. Но особенно их украшала музыка.
Второе задание – «Военный оркестр»
В каждой военной части есть свой оркестр. Без него не обходится ни один праздник, и наш сегодня -тоже!
Если где-то марш, парад,
Послужить всегда я рад.
Я даю сигналы к бою,
Я не плачу и не ною.
Я, конечно, не орган.
Но зато я барабан.
Поиграть на мне хотите?
Поскорее подходите!
Рота барабанщиков нашего центра исполняет «Песню солдата» из мультипликационного фильма «Каша из топора».
Ведущий: А теперь общее фото на память (фотография с инструментами).
Третье задание: «Ловкость»
В вытянутой руке на ладошке перенести воздушный шар, обогнуть препятствие и передать шарик следующему игроку.
Игра «Не урони».
Правило: шарик не должен падать на землю. Участвуют по одному разу.
Четвертое задание: «Быстрота»
Нужно быть выносливым.
В учении и в бою
Защищать любимую
Родину свою!
Быстрые движения
Ты запоминай,
И за мною весело все их повторяй!
Приглашаются мамы присутствующих ребят, чтобы поддержать своих деток в этой тренировке.
(задача быстро повторять движения за ведущим и не перепутать их последовательность)
Разминка «У жирафа» под музыку.
Пятое задание: «Спортивность»
Ведущий: Каждый военный обязательно занимается спортом. Это поддерживает его спортивную форму и силу. А поскольку сегодня на дворе зима, мы предлагаем всем поиграть в хоккей.
Игра «Хоккей» (под музыку «Трус не играет в хоккей»).
(задача при помощи клюшки довести до ворот шайбу и забить победный гол).
6 задание: «Смелость»
Ведущий : А теперь представим, что мы плывём на корабле. Наш корабль терпит крушение, и капитан должен спасти своих моряков. Задача - капитан в обруче - спасательном круге, должен эвакуировать свой экипаж и переправить его на шлюпке на другую сторону нашего спортивного зала. Итак, спасательная операция началась!
Игра «Спасение моряков» (под музыку)
Ведущий: Ну что же, спасательная операция окончена, все живы и здоровы, а значит спортивный праздник удался! Осталось поздравить присутствующих у нас на празднике пап с Днем защитника Отечества и пожелать им крепости духа и здоровья.
Вручение поздравительных открыток
Ведущий:
Праздник веселый удался на славу.
Я думаю, всем он пришелся по нраву.
Прощайте, прощайте, все счастливы будьте,
Здоровы, послушны. Про спорт не забудьте!
Со спортом дружите, в походы ходите,
И скука тогда будет вам нипочем!
До новых встреч в стенах нашего Центра!
Подготовили:
Машкова Е.Ф.,
Романькова Е.Е.
воспитатели
дошкольной группы
Лиозно 2024
раскрыть » / « свернуть