Методическое объединение учителей-дефектологов
«Современные подходы к планированию и методике проведения коррекционно-педагогических занятий с различными категориями детей с ОПФР в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи»
Дата проведения: 12.11.2020 г.
Форма проведения: семинар-практикум (дистанционно)
Тема: «Современные подходы к планированию и методике проведения коррекционно-педагогических занятий с различными категориями детей с ОПФР в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи»
Цель: внедрение в практику педагогов современных подходов в планировании и методике проведения коррекционно-педагогических занятий с детьми с особенностями психофизического развития.
Задачи:
- повышать уровень теоретической и практической подготовки учителей-дефектологов по составлению планирования и методике проведения коррекционно-педагогических занятий с различными категориями детей с ОПФР с учетом современных требований;
- выработать единые требования к организации планирования коррекционно-педагогических занятий в пункте коррекционно-педагогической помощи.
Состав участников: учителя-дефектологи ПКПП, специалисты ЦКРОиР
План проведения:
1.Обеспечение качества коррекционно-педагогических услуг детям с особенностями психофизического развития в условиях ПКПП.
Н.В.Савик, учитель-дефектолог ГУО «Базовая школа № 2 г.п.Лиозно»
2.Особенности психолого-педагогического обследования ребенка с особенностями психофизического развития в условиях ПКПП.
Ж.А.Минаева, учитель-дефектолог ГУО «Ясли-сад № 2 «Пралеска» г.п.Лиозно»
3.Просмотр видеозаписи коррекционного занятия «Осеннее интервью».
Презентация компьютерной игры «Гласные звуки».
Н.В.Гогорева, учитель-дефектолог ГУО «Ясли-сад № 4 «Светлячок» г.п.Лиозно»
4.Особенности заполнения учителем-дефектологом карты психолого-педагогического обследования ребенка.
Ж.А.Сапего, учитель-дефектолог ГУО «Добромыслинская средняя школа Лиозненского района»
5.Практикум «Современный научно-методический подход к планированию коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи».
Ж.Ф.Гаврилова, учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа №1 г.п. Лиозно»
С.И.Садомова, учитель-дефектолог ГУО «Ясли-сад № 3 «Солнышко»г.п.Лиозно»
6.Выставка-презентация материалов из опыта работы учителя-дефектолога «Систематизация игр с кинетическим песком»
Н.В.Гогорева, учитель-дефектолог ГУО «Ясли-сад № 4 «Светлячок»г.п.Лиозно»
Обеспечение качества коррекционно-педагогических услуг детям с особенностями психофизического развития в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи.
Савик Наталья Викторовна,
учитель – дефектолог ГУО «Базовая школа №2 г.п.Лиозно»
В настоящее время в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг, проблема обеспечения качества предоставляемого образования остается актуальной. От качества образования зависит не только востребованность, но и эффективность работы образовательной организации.
По определению, понятие качество - это совокупность минимально допустимых требований к продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.
Основными потребительскими характеристиками услуг учителя-дефектолога являются комплексность, соответствие услуг согласно требованиям нормативно правовых документов, качество оказания услуги, качество взаимодействия с потребителем.
Качества нельзя достичь случайно, оно является результатом ряда предварительно планируемых действий, которые, в конечном счете, приводят к предоставлению удовлетворительной услуги.
Качественные показатели в сфере коррекционной педагогической помощи
1. Последовательность и надежность предоставленных услуг
2. Заинтересованность и компетентность педагогов
3. Оценка качества услуг на базе определенных критериев и обратная информация о том, что они достигнуты
4.Анализ эффективности используемых образовательных технологий
5. Качество материально-технического и финансового обеспечения, а так же управления образовательными процессами.
Обеспечить качество коррекционных услуг в рамках ПКПП можно, если:
учитель – дефектолог осуществляет деятельность, направленную на эффективную помощь обучающимся и выполняет требования:
На основании результатов диагностики, комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся.
Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.
Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки.
Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Ведет необходимую документацию.
Способствует формированию общей культуры личности, социализации.
Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Проводит коррекционные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены.
Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.
Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.
Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности.
Систематически повышает свой профессиональный уровень.
Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности, повышает свою квалификацию, посещая семинары, конференции, профильные курсы.
Обеспечение качества коррекционно- педагогических услуг зависят от личных качеств дефектолога: в первую очередь это ответственность, доброжелательность и любовь к детям. Немаловажную роль в процессе обучения играет хорошее настроение педагога, его здоровье и благополучие в семье. Для того чтобы избежать профессионального выгорания, которое влияет на все стороны жизни необходимо балансировать свою жизнь.Это означает найти в своей жизни место не только работе, но и семье, друзьям, хобби, спорту, отдыху. Есть хорошая фраза: «Опыт — это не то, что происходит с человеком, а то, что делает человек с тем, что с ним происходит».
Особенности психолого-педагогического обследования ребенка в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи
Минаева Жанна Алексеевна,
учитель - дефектолог ГУО «Ясли-сад № 2 «Пралеска» г.п. Лиозно»
Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на пункте в текущем учебном году.
В учреждении дошкольного образования. Учитель-дефектолог проводит обследование устной речи дошкольников. Обследованию подлежат все воспитанники образовательного учреждения с 3-х летнего возраста. Ежегодно в детском саду проводится мониторинг речевого развития детей 4-5-летнего возраста. Цель обследования: раннее выявление недостатков в речевом развитии детей и своевременное оказание помощи (консультативной, практической) детям и родителям.
Обследование устной речи дошкольников проводится индивидуально и охватывает:
- состояние артикуляционного аппарата (строение и моторика органов артикуляционного аппарата); звукопроизношение; речевое дыхание (дыхание во времяречи);
- слоговую структуру слов (словопроизношение и словесноеударение);
- дикцию (внятность речи, чёткое произношение слов и их сочетаний); выразительностьречи;
- культуру речевого общения (тон детской речи и навыкиповедения);
- речевой слух (слуховое внимание и понимание слов; умение воспринимать и различать тембр, выразительность речи; умение различать все звуки речи; проводить звуковой анализ: способность устанавливать, какие звуки слышны в слове. определить порядок их следования и количество);
- темп, плавность речи, качествоголоса;
- пассивный и активный словарь (словарныйзапас);
- грамматический стройречи;
- состояние связной речи (умение пересказывать, составлять разныерассказы).
В старшей группе учреждения дошкольного образования обследование проводится два раза в год: в начале сентября и в конце мая. После проведения обследования учитель-логопед предлагает родителям в индивидуальной форме ознакомиться с результатами и получить информацию по реализации намеченного образовательного маршрута ребёнка.
В школе. Учитель-дефектолог проводит обследование устной речи первоклассников, иписьменной речи учеников 2—4-х классов, уточняет списки групп, предварительно укомплектованных им в мае предыдущего учебной года из числа учеников 2—4-х классов.
Обследование устной речи первоклассников проводится в два этапа. В течение первой недели сентября учитель-дефектолог проводит предварительное обследование устной речи всех учеников, принятых в первые классы, и выявляет детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Одновременно он отбирает тех учеников, которым необходимы систематические коррекционные занятия. Это делается в первом половине дня в учебное время. Дети, нуждающиеся в занятиях, оформляются на ПКПП согласно Положению (показанию к приему).
В течение второй недели сентября учитель-дефектолог проводит вторичное углубленное обследование устной речи тех детей, которых он отобрал для занятий на пункте в ходе предварительного обследования. Вторичное углубленное обследование устной речи детей проводится в кабинете дефектолога в течение второй половины дня, т.е. после уроков. Регулярные занятия на пункте проводятся с 16 сентября по 15 мая.
Последние две недели мая (с 16 по 31 мая) отводятся для обследования устной и письменной речи учащихся 1—3-х классов с целью предварительного комплектования групп с нарушением письма и чтения на новый учебный год.
Вся организационная работа учителя-дефектолога, проведенная с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая, фиксируется на соответствующей странице Журнала учета посещаемости.
Обследование устной и письменной речи детей на школьном ПКПП
Обследование речи младших школьников можно проводить с использованием речевой карты. Для простоты и удобства оформления результатов обследования автор предлагает протоколы обследования устной и письменной речи, речевые профили, гистограммы. На основании результатов индивидуального обследования можно подсчитать средний показатель по каждой серии на группу.
У первоклассников с ОНР или ФФНР нужно обследовать только устную речь. А ученикам 2-4 классов логопед предлагает самостоятельно выполнить отдельные задания, направленные на подтверждение той или иной формы дисграфии.
В последнее время широкое применение получили различные экспресс-диагностики, целью которых является отслеживание уровня развития устной и письменной речи учащихся начального звена на различных этапах обучения. Обследование можно проводить с использованием сокращенной (использование ключевых заданий позволяет сократить время исследования, получив при этом достаточно полную картину нарушения) или полной экспресс-диагностикой всех компонентов речи младшего школьника.
Экспресс-диагностика содержит задания и пробы, которые выявляютактуальный уровеньречевогоразвитиямладшихшкольников.Результатыэкспресс-диагностикитакжезаносятсявречевую карту.
Существует ряд методик по обследованию младших школьников.
Методика экспресс-диагностики Фотековой Т.А. Предложенная автором система обследования устной и письменной речи детей состоит из шести серий.
Серия 1. Исследование звукопроизношения — содержит пробы на обследование произношения звуков через отраженное проговаривание предложений.
Серия 2. Исследование фонематического слуха — содержит пробы, направленные на проверку состояния фонематического восприятия, сформированности фонематических представлений, фонематическогоанализа.
Серия 3. Исследование слоговой структуры — содержит пробы, направленные на проверку состояния слогового состава слова, сформированности слогового анализа.
Серия 4. Исследование словаря — содержит пробы, направленные на выявление объема словарного запаса детей.
Серия 5. Исследование грамматического строя речи — содержит пробы, направленные на проверку навыков словообразования, словоизменения и согласования.
Серия 6. Исследование связной речи — содержит два вида заданий: составление рассказа по серии картинок и пересказ.
Сокращенный вариант методики для экспресс-диагностики. Сокращенный вариант содержит те задания и пробы, которые по результатам анализа, полученным нами при использовании полного варианта данных, оказались наиболее информативными. Экспресс-вариант состоит из четырехсерий.
Серия 1 — Исследование сенсомоторного уровня речи— (1 — проверка фонематического восприятия, 2 — исследование состояния артикуляционной моторики и 4 — проверка сформированное звуко-слоговой структуры слова) сокращено до пяти.
Серия II — Исследование грамматического строя речи — включает все пять видов заданий полного варианта. В первых четырех заданиях оставлено по пять проб, пятое задание рекомендуется использовать целиком.
Серия III — Исследование словаря и навыков словообразования — объединяет все десять проб задания 1 (названия детенышей животных) и двадцать проб задания 3 (10 проб на образование относительных прилагательных и по 5 проб на образование качественных и притяжательных прилагательных).
В серии IV — Исследование связной речи, — ввиду высокой ин-формативности характеристик связной речи для оценки общего уровня речевого развития, в сокращенном варианте использованы оба задания полного варианта (рассказ по серии сюжетных картинок ипересказ).
Таким образом, экспресс-вариант включает 77 заданий, не считая проверки звукопроизношения. Все задания объединены в четыре серии с одинаковыми максимальными оценками в 30 баллов.
Высчитав процентное выражение успешности каждой серии, можно вычертить индивидуальный речевой профиль.
Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: АРКТИ, 2000. — 56 с: илл. (Биб-ка практикующего логопеда)
Корнев А.Н. Методика раннего выявления дислексии (МРВД)
Данную методику целесообразно использовать в ходе массовых профилактических осмотров детей 0-8 лет. Обследование с помощью МРВД не требует специального оборудования и занимает около 5-8 мин. Пользование методикой доступно широкому кругу специалистов, участвующих в предшкольной диспансеризации детей (детские психиатры, невропатологи, педиатры, логопеды).
- “Рядоговорение”
- “Ритмы”.
- Тест Озерецкого “Кулак – ребро –ладонь”.
- Субтест “Повторениецифр”.
- Ориентировка в «право —лево»:
- Составление рассказа по сериикартинок.
Н. Н. Баль, И. А. Захарченя Обследование чтения и письма у младших школьников
В предлагаемое пособие входят методические и практические материалы для обследования чтения и письма у младших школьников:
- описание серий заданий, направленных на выяснение сформированности тех операций, которые необходимы для осуществления процессов чтения и письма на разных этапах овладения навыками;
- таблицы для чтения букв, слогов, слов, фраз,рассказов;
- примерные тексты диагностических диктантов, изложений, планы и темысочинений.
Для проведения комплексного обследования предлагается воспользоваться включенной в данное пособие схемой обследования речи младшего школьника. Схема включает описание содержания изучения общего развития, двигательных функций, устной и письменной речи учащихся начальных классов, а также некоторые показатели оценки результатов обследования, в том числе обследования чтения иписьма.
Речевые карты (в зависимости от речевого дефекта)
Речевая карта - документ, характеризующий состояние речи ребенка, поступившего на ПКПП и представляет собой готовый бланк к заполнению при обследовании состояния речи и неречевых психических функций, а также механизмов нарушения речи ребенка. Строение таблиц позволяет размещать в них образцы детской речи, учитывать индивидуальные особенности развития каждого ребенка.
В речевую карту заносятся результаты обследования ребенка на начало учебного года.
В ходе обследования устной и письменной речи учитель-дефектолог заполняет речевую карту накаждогоребенка.Типисоставречевойкартызависятотвозрастаребенкаиструктурыречевого дефекта. Основные разделы речевой карты:
- Анамнестическиеданные;
- Обследование фонетической стороныречи;
- Обследованиезвукопроизношения;
- Обследование строения артикуляционногоаппарата;
- Обследование функционального базиса речи (память, восприятие, внимание,мышление);
- Обследование лексико-грамматического строяречи;
- Обследование связнойречи;
- Приложение (в виде образцов творческих и контрольных работребенка).
Варианты речевых карт
- Речевая карта на ребенка дошкольноговозраста.
- Речевая карта на ребенка с ОНР рассчитана на первоклассника с ОНР и содержит набор заданий, направленных на выявление данного вида речевогонарушения.
- Речевая карта на ребенка с дисграфией дополнена приложением, состоящим из заданий, предназначенных для самостоятельного выполненияребенком;
- Речевая карта на ребенка с ФФНР или ФНР рассчитана на учащегося начального звена с фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием или имеющего фонетическийдефект.
Речевая карта остается у учителя-дефектолога и служит для отслеживания динамики развития речи. На основе обследования, составляется и записывается в речевую карту краткий общий коррекционной план работы с ребенком. По окончании учебного года анализируются итоги коррекционной работы, на основании выводов даются индивидуальные рекомендации.
Особенности заполнения индивидуальной карты психолого-педагогического обследования ребёнка
Сапего Жанна Александровна,
учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа №1 г.п.Лиозно»
Организация эффективной коррекционно-педагогической работы невозможна без проведения тщательной диагностики, направленной на выявление индивидуальных особенностей речевого развития ребенка, распознавание структуры и проявлений его речевого нарушения. Диагностика является начальным этапом в системе коррекционно-педагогической работы. По её результатам учитель-дефектолог заполняет индивидуальную карту психолого-педагогического обследования ребенка. Речевую карту заполняет учитель-дефектолог на основании данных обследования. В карте отмечаются сведения о ребенке, анамнез, состояние всех компонентов речи на момент обследования, состояние артикуляционного аппарата, записывается заключение о состоянии речи, план коррекционной работы. Как правило, речевая карта служит для отслеживания динамики развития речи. Это позволяет увидеть причины речевых нарушений, определить механизм дефектов, выявить способности ребенка и обозначить пути коррекционной работы.
Изучение речевого развития детей в виде периодического психолого-логопедического обследования, опирается на следующие принципы:
- Принцип комплексности: необходимость в процессе исследования рассмотрения речевых и неречевых проявлений, соотнесения уровня речевой и познавательной деятельности ребенка.
- Принцип системности: опора на представление о речи как о сложнейшем физиологическом, психическом, мыслительном, языковом, сенсомоторном процессе, в котором переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностикопрактический), так и высоко организованные (смысловой, языковой) уровни.
- Онтогенетический принцип: подбор заданий с учетом возрастных особенностей детей с нарушениями речи и оценка результатов с учетом последовательности появления речевых и психических функций в онтогенезе.
- Принцип развития: возможность использования заданий и тестов, которые находятся как в зоне актуального развития ребенка, так и в зоне его ближайшего развития.
- Принцип деятельностного подхода: организация исследования осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка-дошкольника (игровой).
- Принцип дифференцированного подхода: осуществление разных видов помощи и форм предъявления материала, использование «неречевых» вариантов заданий для детей, не владеющих полноценной речью, учет личностных особенностей детей при проведении обследования.
Методы, используемые для проведения исследования, определяются основной задачей – изучением внешних и внутренних факторов, которые могут быть причиной речевого нарушения. Специалисты располагают широкой серией заданий на выявление основных психологических, интеллектуальных и речевых особенностей те, в которых они проявляются наиболее ярко, модифицировали по степени сложности с учетом этапности формирования той или иной функции. При оценке предложенных тестовых заданий следует учитывать не только результат выполнения, но и деятельность ребенка (пути поиска решений), а так же предлагаемые виды помощи. Критерии интерпретации результатов выполнения заданий ориентируются на возрастные особенности и этап развития речевой функции в коррекционной деятельности. Учитель-дефектолог может увидеть насколько гетерохромно или асинхронно развивается ребенок, а так же проследить динамику формирования психических качеств и речевых навыков и фактически оценить результаты коррекционно-развивающего обучения в течение всего периода нахождения ребенка в учреждении. В качестве наглядно-методического обеспечения можно использовать следующие материалы:
- Володина В.С. Альбом по развитию речи. Москва, 2009.
- Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. М., 2008.
- Забрамная, С.Д., Боровик, О.В. Методические рекомендации к пособию ”Практический материал для проведения психолого-педагогического осбледования детей“. Пособие для психолого-педагогических комиссий / С.Д. Забрамная, О.В. Боровик. – Москва : ВЛАДОС, 2002. – 31 с.
- Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту. Москва, 2006.
- Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка дошкольного возраста. Санкт-Петербург, 2008.
- Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения, фонематических представлений, лексико-грамматического строя и связной речи. Санкт Петербург, 2006.
- Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника. Москва, 2006.
- Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М.: Юнити, 2000. – 42 с.
Для фиксирования результатов психолого-логопедического исследования заполняется речевая карта, позволяющая отразить все сведения о ребенке, необходимые для анализа проблем развития и определения вида речевых нарушений, успешно проводить коррекционную работу, а так же накапливать сведения об особенностях развития ребенка, что обеспечивает динамическое наблюдение за формированием психических функций ребенка.
Рекомендации к заполнению речевой карты.
В обследовании выделены две основные части: общее и речевое развитие ребенка, которые в свою очередь делятся на значимые для диагностики области. Заполняются карты по материалам рекомендаций ГУО ”Витебский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации “Особенности заполнения карт обследования ребенка дошкольного и школьного возраста в условиях ПКПП (обследование речи), (психологическое обследование) – г. Витебск: ГУО ”Витебский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации“, 2019. При заполнении карты учитывается:
- размещение информации по результатам диагностики в соответствии с названием разделов карты;
- содержательность информации, её полнота, отражающие особенности речевого развития ребенка;
- характер выполнения задания ребенком, возможность самостоятельной корректировки своих ответов, принятие помощи;
- обобщенность информации для использования еѐ при выстраивании направлений коррекционной работы.
Предлагаемый материал содержит некоторые теоретические выкладки, примерные варианты записей в разделах карты с учетом, в том числе, формы речевого нарушения (стертая дизартрия, заикание, ринолалия, дислалия).
Кроме того, предложенные варианты записей отражают разные проявления речевых нарушений в рамках фонетической, фонематической, лексической, грамматической сторон и связной речи у детей пятилетнего возраста, зачисленных в ПКПП. Учитель-дефектолог может воспользоваться вариантами формулировок под номером 1), отражающих позиции нормально сформированного компонента речи (возможно при дислалии), под номером 2) - недостаточно сформированного.
Из перечисленных в скобках проявлений речевого нарушения учитель-дефектолог выбирает те, которые наблюдаются у конкретного ребенка. Так же в скобках может быть указан еще один вариант записи, аналогичный по смысловому содержанию или с указанием на степень выраженности нарушения.
Заполняется карта в два этапа: на начало и конец учебного года. Если учитель-дефектолог проводит диагностику три раза в год – в таблицах предусмотрено место для фиксирования результатов на начало, середину и конец учебного года. Промежуточная диагностика (середина года) заполняется на усмотрение учителя-дефектолога.
С целью эффективной организации деятельности учителя – логопеда предлагаются варианты их заполнения, Чтобы не тратить дополнительного времени на подбор необходимых фраз, специальных выражений, формулировок в данных рекомендациях предлагаются некоторые варианты готовых ответов, которые упрощают заполнение документов, сохраняя их содержательность и правильность. Это помогает повысить свою компетентность в области нормативно - правовых материалов, более эффективно организовать свою работу.
В рекомендациях нет жесткой последовательности. Они могут быть использованы учителями - дефектологами различных учреждений.
Заполняя документ на ребенка, необходимо знать содержание нормативных документов, касающихся данного вопроса, помнить о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, основываться на его диагностические данные и учитывать результаты речевого развития.
Список литературных источников:
1.Баль,Н.Н. Современные подходы к планированию коррекционной работы с детьми с нарушениями речи//Репозиторий БГПУ. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2018. – Режим доступа: https://elib.bspu.by/handle/doc/35773.
2.Организация и методика коррекционно-педагогической помощи в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи: учебно-метод. комплекс/ Белорус. гос. пед. ун-т; сост.: О.В.Даливеля, З.Б.Вахабжонова, Е.В.Паршонок. – Минск: : Белорус. гос. пед. ун-т, 2017. - 118 с.
3.Гладкая, В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод. Пособие для учителей-дефектологов /В.В.Гладкая. – Минск: Зорны Верасень, 2008. – 112 с.
раскрыть » / « свернуть