Информация для поступающих учащихся с ОПФР
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ
С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Важнейшее значение для обеспечения эффективности профессиональной деятельности и самореализации любого человека имеет выбор профессии в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и потребностями рынка труда, с другой стороны. Тем более важно рациональное решение вопросов выбора профессии в отношении лиц, возможности которых в этом плане объективно ограничены.
Решение задач профессиональной ориентации учащихся с особенностями психофизического развития осуществляется с учетом имеющихся у них нарушений физического и (или) психического развития (интеллектуальная недостаточность, тяжелые нарушения речи, нарушение слуха, нарушения зрения, нарушения психического развития (трудности в обучении), нарушения функций опорно-двигательного аппарата) и данных медицинского, психологического и педагогического изучения каждого учащегося на основе действующих нормативных правовых документов.
Специфика профориентационной работы определяется в первую очередь тем, что физические и (или) психические нарушения ограничивают круг профессий, овладение которыми может быть рекомендовано с учетом состояния здоровья. Поэтому при проведении профориентационной работы первостепенное значение приобретает организация взаимодействия педагогических (учителей, учителей-дефектологов, педагогов социальных, педагогов-психологов и др.) и медицинских работников.
Обращаем внимание специалистов на то, что в ОКРБ 011-2009 (Общегосударственный классификатор Республики Беларусь. Специальности и квалификации) в рамках специальностей и квалификаций профессионально-технического образования выделены квалификации и специализации, показанные для обучения лиц с особенностями психофизического развития (включая инвалидов), в том числе лиц с интеллектуальной недостаточностью. Круг этих специализаций и квалификаций позволяет в достаточной мере учитывать как интересы и способности учащихся, так и потребности рынка труда. Это указывает на то, что в процессе профориентационной работы учащиеся с особенностями психофизического развития и их родители знакомятся не только с определенными ограничениями на получение профессии. Важнейшее значение имеет раскрытие возможностей получения разнообразных профессий и последующей самореализации в профессиональной деятельности.
Специфика профориентационной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью определяется также тем, что у них затруднен самостоятельный осознанный выбор профессионального пути.
Тем не менее, учащиеся, осваивающие образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, при создании специальных условий могут успешно ориентироваться в доступных им профессиях и осознавать свои профессиональные возможности. Следовательно, профориентационная работа должна решать задачу обеспечения осознанного выбора ими условий получения профессии и профессиональной деятельности, хотя этот выбор осуществляется с помощью специалистов и родителей.
В настоящее время значительная часть учащихся с особенностями психофизического развития осваивает рекомендованные им образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, обучаясь в классах интегрированного обучения и воспитания. В связи с этим необходимо указать на включение их в профориентационные мероприятия в составе класса. При необходимости в процессе подготовки и проведения таких мероприятий с учетом данных профессиональной диагностики в отношении этих учащихся применяется индивидуальный подход.
Важнейшее значение для решения задач профориентационной работы с учащимися с особенностями психофизического развития имеет взаимодействие специалистов и родителей, так как последние могут оказать решающее влияние на выбор профессионального пути.
Учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования лицами с ОПФР
Витебская область
|
Учреждение образования ”Полоцкий государственный химико-технологический колледж“
тел. 42-37-14
тел/факс. 42-20-91
E-mail: himtechkol@mail.ru
Web-сайт: gptkpol.vitebsk.by
|
Лица с интеллектуальной недостаточностью
|
На основе специального образования
|
2 года
|
Швея
|
В учебных группах, в которых образовательный процесс организован только для лиц с ОПФР
|
Нет
|
Да
|
Учреждение образования «Витебский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности», ул. Гагарина, 39, 210017, г. Витебск, тел/факс (0212) 23 29 06
E-mail:college_lp@mail.ru
Сайт: college-lp.by
|
Лица с нарушением слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного
аппарата
|
На основе общего базового образования
|
3 года
|
Оператор электронно-вычислительных машин (ПЭВМ); сборщик обуви
|
В учебных группах, в которых образовательный процесс организован только для лиц с ОПФР
|
Центр профессиональной и социальной реабилитации для лиц с ОПФР и инвалидов
|
Да
|
Затяжчик обуви; сборщик обуви
|
В учебных группах, в которых образовательный процесс организован только для лиц с ОПФР
|
Лица с интеллектуальной недостаточностью
|
На основе специального образования
|
2 года
|
Сборщик обуви
|
|
|
Учреждение образования «Оршанский государственный политехнический профессионально-технический колледж»
Тел. 80216519149
Тел./факс 80216519149
E-mail: uoogptu110@yandex.ru
Web-сайт: ogpllp.datacenter.by
|
Лица с интеллектуальной недостаточностью
|
На основе специального образования
|
2 года
|
Штукатур;
маляр
|
В учебных группах, в которых образовательный процесс организован только для лиц с ОПФР
|
нет
|
да
|
Учреждение образования «Улльский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства
им. Л.М.Доватора»
ул. Кореневского,
211375, а/г Улла
Бешенковичского района
Витебской области
тел. (8 02131) 61582,
61447 (приемная комиссия),
тел/факс. (8 02131)61432
E-mail:ugptu3@mail.ru
Web-сайт:ulla-gpl.by
|
Лица с
интеллектуальной недостаточностью
|
На основе
специального образования
|
2 года
|
Слесарь по ремонту сельхозмашин и оборудования;
плотник.
Штукатур;
оператор машинного доения.
Животновод;
рабочий зеленого строительства.
|
В учебных группах, в которых образовательный процесс организован только для лиц с ОПФР
|
Центр профессиональной и социальной реабилитации для лиц с ОПФР и инвалидов
|
Презентация "Как выбрать профессию. Профориентация"; 9 класс.
В презентации представлены основные понятия, связанные с профессиональным выбором, самоопределением.