На пути к инклюзии…
Если я чем-то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя,
а напротив, одаряю.
Антуан де Сент-Экзюпери
Сегодня практически каждый знает о таком событии, как День Инвалида. В нашей стране он отмечается 3 декабря. Решение об утверждении Международного Дня Инвалидов было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году. Организована эта дата специально для тех людей, которым приходится сложно…
А в 2019 году Организация Объединённых наций утвердила стратегию по инклюзии людей с ограниченными возможностями. Всё чаще мы слышим слова «инклюзия», «инклюзивность», которые подразумевают, что в жизни общества участвуют самые разные люди. Инклюзивное образование предполагает, что потребности детей в школе понимают не только педагоги, но и технические работники, родители и все окружающие ребенка люди. Говоря об инклюзивном образовании, чаще всего имеют в виду детей с инвалидностью или особенностями в развитии, но трудности могут быть связаны также с гендерными и расовыми различиями, национальностью, вероисповеданием. Потребности детей с инвалидностью тоже могут быть разными: если одним нужны пандусы, то другим – направляющая плитка или возможность получать информацию на жестовом языке. Можно долго спорить о «плюсах» и «минусах» инклюзивного образования, но нужно учитывать простую вещь: ребенку с инвалидностью необходимо находиться среди обычных детей, чтобы он социализировался. Развитие «особого» ребёнка идёт своим путём, чаще всего очень медленно. Педагоги должны не только давать знания, но и учить других детей принимать их в своём коллективе, следить за тем, чтобы воспринимали нормально, не обижали. Самое большое, что мы можем сделать для детей с особыми потребностями – полюбить их такими, какие они есть. Одно из течений инклюзивного образования, наиболее характерное для сегодняшнего времени – «мейнстриминг». Это означает постепенное вовлечение детей с особыми потребностями в коллектив здоровых сверстников не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
Главный принцип инклюзии выражается словами: мы живём как можем, а они – как мы поможем. И нам тоже нужна их помощь для того, чтобы стать добрее, искреннее и ценить каждый миг жизни.
Татьяна Козлова, заместитель директора
ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Радуга» Лиозненского района»