14 ноября - международный день логопеда, профессиональный праздник логопедов, дефектологов и специалистов, которые имеют отношение к данной сфере деятельности.
В дошкольном детстве одним из важнейших приобретений ребенка является овладение родным языком. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием личности, сознания.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка. Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребенок окружен людьми, владеющими культурой речи и, если взрослые общаются с детьми, поощряя их активную речь. Напротив, недостаточное внимание к детской речи, неправильная речь окружающих оказывает неблагоприятное воздействие на речевое и психическое развитие ребенка.
Развитие мелкой моторики является стимулятором для речевого развития ребёнка вне зависимости от возраста. Играйте в пальчиковые игры, собирайте пуговицы на шнурок, собирайте мозаику, позволяйте играть с макаронами и крупой, резать ножницами и лепить.
У ребенка должно быть некоторое количество игрушек, соответствующих его возрасту. Однако их не должно быть слишком много — это вызывает у ребенка быстрое пресыщение, а пресыщенный ребенок теряет интерес ко всему новому. А интерес и любознательность является важным стимулом как для развития речи, так и для общего развития в целом.
Ребенку полезны, а часто просто необходимы беседы. Это может быть беседа в конце дня о том, как у ребенка прошел день. Взрослый должен побуждать ребенка строить собственное речевое высказывание, учить высказывать свою мысль. Хорошо читать детям книги. Важно чтобы ребёнок понимал и вслушивался, о чём вы ему читаете. Главное, его способность воспринимать и понимать текст. Для этого надо его заинтересовать: читать эмоционально, выразительно, с разной интонацией.А после чтения попросите его назвать героев сказки, пересказать услышанное, нарисовать вместе с ним или слепить, вспомните выражения, которые говорили лиса, заяц или волк. И еще один совет: книги выбирайте по возрасту, а не то, что попалось под руку. Чем позже ребёнок узнает, что такое телевизор, тем лучше. Речь с экрана не способствует речевому развитию, так как темп ускорен и формирует у ребёнка непроизвольный тип внимания, а освоение речи требует, наоборот, произвольное внимание (сознательное, требующее усилий).
Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно владение речевыми навыками является одним из основных критериев готовности ребенка к обучению в школе.
учитель-дефектолог ГУО ЦКРОиР Т. Матюшкова.
Поздравляем с праздником! Желаем успехов и профессионализма!